Судьбы научных проектов: термохимические
реактивные двигатели
(краткий справочный материал по некоторым космическим
транспортным системам
Для запуска космических
аппаратов научного и
прикладного значения используются и
другие ракеты-носители: трёхступенчатый «Союз», двухступенчатая
«Энергия», «Циклон» с тремя
ступенями, двухступенчатый «Зенит», четырёхступенчатая ракета-носитель
«Молния». Так, «Молния» выводит
1,5 тонны полезного груза
на высокоэллиптическую орбиту с апогеем в 36000
км, а «Зенит», использующий нетоксичные компоненты топлива, выводит 12 тонн
полезного груза на круговую
полярную орбиту высотой 200 км. За
период с 1969 года по 1990 год было
выполнено 1426 запусков
ракет-носителей всех типов. Из них
1377 запусков были успешными.
Наиболее частыми были запуски
ракет-носителей «Союз» (578 пусков, из них 566 успешные); «Космос» (333 пуска, из них 319 выполнены
успешно); «Молния» (193 запуска,
из них 183 успешных). Для
ракеты-носителя «Зенит» за этот период не
было зафиксировано ни одного
неуспешного пуска (21 запуск, все
успешные). Транспортные
космические системы на сайте «Вселенная и мы: прошлое, …….»: 2. Гравилёты 3. Электрореактивные двигатели 6. Электромагнитный
ускоритель |
Ракета –
носитель «Протон» (схема) 1 – двигатели
первой ступени 2 – центральный
блок первой ступени 3 – один из боковых
блоков первой ступени 4 – двигатели
второй ступени 5 – бак для
горючего второй ступени 6 – бак для
окислителя второй ступени 7 – двигатель
третьей ступени 8 – бак для
горючего третьей ступени 9 – бак для
окислителя третьей ступени 10 – двигатель
четвёртой ступени 11 – бак для
горючего четвёртой ступени 12 – бак для
окислителя четвёртой ступени Топливо: для 1 – 3
ступени ракеты-носителя - азотный тетроксид и нессиметричный диметилгидразин для 4
ступени - жидкий кислород и керосин Основные
характеристики: Число
двигателей первой ступени – 6 Число
двигателей второй ступени – 4 Число
двигателей третьей ступени – 1 Число
двигателей четвёртой ступени – 1 Общая тяга
двигателей первой ступени – 8,8 МН Общая тяга
двигателей второй ступени – 2,35 МН Общая тяга
двигателей третьей ступени – 0,59 МН Общая тяга
двигателей четвёртой ступени – 0,083 МН Общее число
ступеней ракеты – варьируется от 2 до 4 ступеней Длина ракеты –
44,3 м Максимальный поперечный
размер ракеты – 7,4 м Масса полезного
груза, выводимого на орбиту - выше 20
т Начало
эксплуатации ракеты данного типа – с 1965 года ____________________________________________________________________________________________ Космический
корабль многоразового использования «Спейс Шаттл» Используется
для вывода космических аппаратов различного назначения на
геоцентрические
орбиты высотой 200-500 км, проведения на орбите научных исследований, технических
экспериментов, обслуживания
космических аппаратов, обращающихся на орбитах,
доставки с борта этих аппаратов на Землю результатов исследований, а также самих
космических аппаратов с целью их ремонта и повторного вывода на орбиту. Пилотируемый
орбитальный корабль представляет собой гиперзвуковой летательный аппарат с дельтавидным крылом. По габаритам, массе, форме сравним с современным транспортным
самолётом. В носовой части фюзеляжа орбитальной ступени расположена герметичная
кабина экипажа. Среднюю часть занимает негерметичный грузовой отсек , разгрузка и загрузка которого
осуществляется специальным манипулятором длиной 15 м. Вся поверхность корабля
покрыта слоем теплоизоляции
различной толщины и состава. «Спейс Шаттл» стартует
вертикально. При старте включаются все маршевые ЖРД и ускорители. На высоте
около 40 км
ускорители сбрасываются и приводняются на парашютах в океан. Маршевые
двигатели, работая до полной выработки
топлива из подвесного бака, доводят скорость полёта почти до
орбитальной, и бак сбрасывается (сгорает в
плотных слоях атмосферы). С помощью ЖРД маневрирования скорость корабля
увеличивается, и он выводится на
орбиту ИСЗ. Эти же ЖРД обеспечивают последующие коррекции орбиты и торможение
аппарата для его
возвращения на поверхность Земли. Корабль совершает управляемую
(«самолётную») безмоторную посадку на
колесное шасси на аэродромную полосу длиной около 4500 м. Перегрузки,
возникающие при полёте корабля не превышают 3 единиц. Все основные части,
кроме подвесного топливного
бака, могут использоваться неоднократно: ускорители – до 20 раз, маршевые
двигатели - до 55 раз, орбитальный
корабль – до 100 раз. Общая стартовая
масса – 2000 т Стартовая длина
– 56 м Масса полезного
груза, выводимого на орбиту – 29,5 т Масса полезного
груза, возвращаемого на Землю – 14,5 т Экипаж – до 7 человек Длительность
автономного орбитального полёта – до 30 суток Число маршевых
ЖРД – 3 Тяга одного
маршевого ЖРД – 1700 кН Число ЖРД
маневрирования – 2 Тяга одного ЖРД
маневрирования – 27 кН Топливо –
кислородно-водородное Число ЖРД
ориентации – 44 Число
ускорителей – 2 Тяга одного
ускорителя – 12400 кН Дата первого
полёта – с 12 по 14 апреля 1981 года |