Судьбы научных проектов: космический лифт

Солнечная Система

Звёздные системы

Информбюро

Почта

 

Хорошая идея никогда не умирает. Даже в том случае, если ей суждено было появиться преждевременно, она обязательно возродится во

второй раз. А то и в третий, в четвёртый…. Идеи использовать тросы в космических транспортных системах насчитывают уже три

поколения. До поры, до времени, однако, практический интерес к подобным идеям проявляли только писатели-фантасты. Так, в 1978 году

Артур Кларк написал получивший широчайшую известность роман о «космическом лифте» - «Фонтаны рая», опубликованный в журнале

«Техника – Молодёжи» в 1980 году. Ему же принадлежит и идея «полулифта» - протянутого из-за геостационарной орбиты не до самой

поверхности Земли, а лишь на половину расстояния.

 

                Однако……

1. Ещё в 1969 году Ю.Н.Арцутанов предложил не привязывать лифт к земной поверхности, а так подобрать соотношение орбитального движения и вращение связки

двух спутников вокруг общего

центра масс, чтобы в какой-то

момент нижний спутник на

короткое время «зависал» у

поверхности Земли в заданный

момент времени, забирал груз и

выводил его на орбиту.

В 1975 году эта система  была

повторно предложена американцем

Гансом Моравеком под названием

«несинхронный космический

лифт».

2. Идея использования

космического троса была реализована  в 1966 году в связке

кораблей «ДжеминиАджена»

(ленточное соединение);

в 1981 – 1983 годах в американо-

японских экспериментах с

зондирующими ракетами;

планировалось использовать в

полётах орбитального самолёта

с привязным спутником на

1987 – 1990 годы (был отменён

из-за аварии «Челенджера».

3. Существуют и другие проекты

применения космических тросов.

Описания двух из них (как наиболее

интересных) будут представлены

в ближайшее время.

4. Internet о космических лифтах

 

1   2   3   4   5

__________________________

Двигатели космических кораблей

                  на сайте

«Вселенная и мы: прошлое, …….»:

1. Космические парусники

2. Гравилёты

3. Электрореактивные двигатели

4. Космический генератор

5. Термохимические двигатели

6. Электромагнитный ускоритель массы

Известны две транспортные космические системы, о которых К.Э.Циолковский писал в 1895 году в своей работе «Грёзы о Земле и небе»: это космический лифт и центробежный ускоритель.

В 1960 году идея космического лифта была более основательно разработана Ю.Н.Арцутановым. Согласно его проекту, сооружение космического лифта целесообразно выполнять следующим образом:

с борта спутника, находящегося на геостационарной орбите, по направлению к Земле выпускается трос, который в конце концов достигает поверхности Земли. Чтобы сбалансировать вес троса, в противоположную сторону со спутника запускается другой трос.

По оценкам Арцутатанова, для изготовления троса космического лифта должны быть использованы материалы втрое легче алюминия с прочностью 17 кН/мм2. Такими материалами современная техника не располагает. И это делает реализацию подобных проектов делом отдалённого будущего.

Теоретические возможности создания подобных материалов, однако, существуют. Например, трос из  гипотетического материала

постоянного сечения с кристаллической решёткой на основе углерода может обладать прочностью до 400 кН/мм2.

 

Как известно, чем прочнее и легче волокна троса, тем больше его разрывная длина. Так, стальная проволока, если ее подвесить над поверхностью Земли, разрывается уже при длине 20—50 км, углеродные волокна — 100—140 км, волокна кевлар — около 200 км, кварцевая нить — 280 км. Но в действительности и 280 км не предел.

Представим трос, свисающий вертикально со спутника на круговой орбите. Натяжение такого троса определяется не полной силой тяжести, как у поверхности Земли, а лишь «микротяжестью» — разностью между силой тяжести и «центробежной силой»,

 возникающей при вращении на орбите. Ускорение «микротяжести» неодинаково для разных точек троса: оно тем больше, чем больше отличается радиус орбиты данной точки от радиуса орбиты спутника. На низких орбитах «микротяжесть» на конце троса длиной 20 км составляет 0,9% от тяжести, а на конце стокилометрового троса — 4,5%.

Следовательно, максимальное натяжение намного меньше полного веса троса. Поэтому его разрывная длина на орбите существенно превосходит разрывную длину у Земли. Так, на низких орбитах для стальной проволоки это 300—500 км, для углеродных волокон — 700—800,км, для волокна кевлар — около 1000 км, для кварцевой нити — 1200 км.

С «лунным лифтом» Цандера  посложнее. Но из материала, сравнимого по прочности  с кварцевой нитью, его уже можно сделать постоянным в сечении. А вот чтобы соорудить таким «земной лифт», потребуется «суперпроволока», достигающая такой прочности, которая теоретически ожидается у алмаза с идеальной кристаллической решеткой.

Надо сказать, что в космосе у длинных тросов есть безжалостный враг — микрометеориты. Круглый трос диаметром 2 мм и длиной 100 км представляет собой мишень с поверхностью около 60 м2. Хотя иные космические аппараты имеют значительно большую поверхность, опасность для троса неизмеримо выше. Ведь чтобы перебить одно или несколько его волокон, достаточно тех малых «песчинок», которые не страшны космическому кораблю. А чем мельче микрометеориты, тем мощнее их потоки в космическом пространстве.

Вот как предполагается изготовить такой космический трос:

он будет  представлять собой целое инженерное сооружение. В середину уложен легкий направляющий жгут из волокон номекс. На нем медная оплетка, по которой будет протекать электрический ток, и накладывается изоляцля из тефлона. В следующем слое располагаются высокопрочные волокна кевлар, которые будут нести основную механическую нагрузку. Сверху — «рубашка» из номекса, устойчивого к действию ультрафиолетового излучения.

Время жизни этого троса оценивается в несколько лет. Хуже обстоит дело со вторым 100-километровым тросом, он может прожить лишь несколько месяцев.

А вот трос, связующий поверхность Луны с космической станцией, расположенной в окрестности коллинеарной точки либрации, не попадает в область выживания. Но и тут можно найти выход. Вместо троса, имеющего круглое сечение, взять плоскую ленту. Микрометеориты будут прошивать ее не обрывая.  Тросы не выдерживают даже короткое время, а ленты толщиной 0,01 мм просуществуют не менее года.

 

При подготовке использовались материалы:

1. Джирсон «Транспортировка астероида с помощью центробежного ускорителя» (№1 за 1981 год ж-ла «Астронавтика и

     ракетодинамика»)

2. Джирсон «Закреплённые спутники Луны» (№45 за 1979 год, «Астронавтика и ракетодинамика»)

3. Б.А.Осадин «Подъёмный кран для космической стройки» (кн. «К.Э.Циолковский и проблемы космического производства»

   под ред. С.Д.Гришина, Л.В.Лескова, М., 1982)

4. В.Белецкий, Е.Левин  «Тысяча вариантов космического лифта»

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz