Судьбы научных проектов:
электрореактивные двигатели
Отличительной особенностью электрических реактивных
двигателей состоит в том, что
источник энергии и рабочее
вещество разделены, а передача энергии от источника к рабочему
веществу осуществляется с помощью
электромагнитных взаимодействий.
Это позволяет получить высокие
скорости истечения рабочего вещества. Это, в свою очередь,
делает такой класс двигателей
наиболее экономичным при выполнении транспортных работ
в космосе. Вниманию посетителей
сайта предлагается краткое описание некоторых
двигателей этого класса.
Область применения электрореактивных двигателей: 1. Управление
движением космических кораблей 2.
Корректировка орбиты, компенсация торможения аппаратов в верхних слоях атмосферы, перевод с одной орбиты на другую 3. Транспортные
операции, связанные с осуществлением полётов к Луне и
другим планетам Системы -------------------------------------------------------- Основные рабочие характеристики электрореактивных двигателей: - для управления космическими аппаратами: тяга – от 0,01
Н до 0,001 Н скорость
истечения - от 0,1 км/с до 10
км/с ресурс работы –
от 1000 ч до 10000 ч источник
энергии – штатные солнечные батареи - для корректировки орбиты, компенсации торможения, перевода с одной орбиты на другую: тяга – от 0,1 Н
до 100 Н скорость
истечения – от 10 км/с до 30 км/с ресурс работы –
от 100 ч до 1000 ч источник
энергии – штатные солнечные батареи - для полётов к объектам Солнечной Системы: тяга – от 10 Н
до 1000 Н скорость
истечения – от 20 км/с до
150 км/с ресурс
работы - 10000 ч до 5x105 ч источник
энергии – солнечные батареи повышенной мощности или ядерные энергодвигательные установки -------------------------------------------------------- Основные характеристики плазменно-ионных двигателей: 1.
Электрическая потребляемая мощность – 1 кВт 2. Создаваемая
тяга – 27 мН 3. Скорость
истечения – 42 км/с 4. Тяговый КПД
– 67% 5. Напряжение –
2800 В 6. Рабочее вещество
– ртуть --------------------------------------------------------- Двигатели
космических кораблей на сайте
«Вселенная и мы:……» |
Среди класса
электрореактивных двигателей основное внимание уделяется т.н.
плазменно-ионному двигателю. Отличительная
его особенность в том, что в нём используется разряд с осциллирующими электронами.
Двигаясь в продольном
магнитном поле сравнительно небольшой величины, электроны не могут сразу
попасть на наружный кольцевой
электрод – анод и участвуют в неоднократных ионизирующих столкновениях.
Ускорение ионов происходит в
продольном электрическом поле, а для компенсации на выходе ускорителя их
объёмного заряда используется катод –
компенсатор.
Схема
плазменно–ионного двигателя: 1 – катод 2 –
цилиндрический анод 3 – разрядная
камера 4 – магнитная
катушка 5 – передняя
катушка разрядной камеры 6 – продольное
магнитное поле 7 – подача
рабочего вещества Плазменно-ионные
двигатели обладают высоким КПД в широком диапазоне удельных импульсов. Они
характеризуются, к тому же,
низкими значениями плотности тяги. Т.е. удельная масса двигателя выше. Плазменно-ионные
двигатели прошли модельные испытания, однако
полномасштабные испытания до сих пор не выполнены. Для решения
задач управления и ориентации космических аппаратов наиболее удобными
оказываются импульсные плазменные
двигатели. И наиболее перспективные в этом классе
электрореактивных двигателей являются эрозионные
плазменные двигатели. В этих
двигателях плазменный сгусток создаётся при пропускании большого тока,
возникающего при разряде электрического
конденсатора вдоль поверхности находящегося между электродами диэлектрика,
материал которого испаряется,
ионизуется и ускоряется под действием электромагнитных сил или
газодинамических сил. Импульсный
плазменный двигатель обладает тем преимуществом, что возможно большое число
включений (до 109); малым значением
одного импульса (около 100 мкН*с); отсутствием
импульса последействия.
Схема
импульсного плазменного двигателя: 1 – электроды 2 – подача
рабочего вещества 3 – накопитель
энергии 4 – система
инициирования разряда Электронагревные реактивные двигатели отличаются тем, что электрическая энергия
в них расходуется на нагрев и ускорение
рабочего вещества при прохождении его через теплообменник. У двигателей этого
типа минимальные энергетические
затраты на создание тяги. В результате экспериментальных исследований было
установлено, что оптимальным
рабочим веществом для них является гидразин (H2N)2. Гидразин
представляет собой однокомпонентное эндотермическое топливо, поэтому при его
химическом разложении на водород и
азот в присутствии катализатора выделяется энергия. Это позволило создать
целый особый класс электрореактивных
двигателей – каталитические двигатели. Существуют и термокаталитические
двигатели, в которых более простые
катализаторы, выполненные в форме опресованных
проволочных спиралей, обладают большим ресурсом. Наименьшие
полученные значения тяги для таких двигателей составляют порядка 10 мН. |