Судьбы
научных проектов: космические парусники
В декабре 1988 года комиссия,
созданная конгрессом США, учредила конкурс проектов на лучший космический
парусник. А в год
юбилейных торжеств по поводу
500-летия открытия Америки Х.Колумбом должна была состояться международная
космическая регата
«Колумбус
– 500» по маршруту: Земля-Луна-Марс. Планировалось запустить минимум 3 космических парусника, представлявших Америку,
Европу, Азию. Из европейцев в
конкурсе принимали участие итальянские специалисты, группа британских
разработчиков из Кембриджа,
франко-испанский альянс и два
советских коллектива. Первые космические парусники уже были готовы к закладке
на земных стапелях.
Об одном конкретном аппарате
«Витязь», который готовили к участию в космической регате, в ноябре 1988 года
рассказывал редакции
журнала «Техника – молодёжи»
главный конструктор проекта А.Лавренов.
Идея солнечного
паруса предельно проста. Свет оказывает давление на
освещаемые предметы. В земной обстановке это давление
почти никак себя не проявляет,
потому что его значение мало. На каждый квадратный метр
земной поверхности солнечные лучи давят с силой около 10 мкН. Расчёты
показывают, что аппарат с массой в 500
кг и диаметром паруса в 300 м
с поверхностной плотностью 0,2
мг/м2 способен развить
ускорение порядка 0,0001 м/с2. Использование космических парусников
целесообразно лишь для ближних
межпланетных перелётов. При полётах к дальним планетам сроки
получаются крайне
большими. Давление света (и ускорение, развиваемое парусником) тем
больше, чем ближе парусник
к Солнцу. Поэтому
ускорения вычисляются для
определённого расстояния парусника от
Солнца. Самое
трудное в создании космического
парусника – постройка огромных, прочных и тонких парусов,
создание их сложной
арматуры. |
Типы солнечных парусов
для космических парусников: 1.
Твердотельные. Подразделяются на однозеркальные и многозеркальные. Многозеркальные
паруса делятся, в свою очередь, на фасеточные
(наращиваемые) и «идеальные»,
т.е. энергетически наивыгоднейшие. 2. Плёночные
паруса. Здесь выделяют два основных типа: каркасный и бескаркасный. Каркасные
плёночные паруса типа «зонт» (т.е. с механическим каркасом) и с пневмокаркасом: многолонжеронные и типа «баллон». Бескаркасные плёночные паруса подразделяют на типа «парашют»
(т.е. надуваемый световым
потоком) и «ротор» (т.е. стабилизируемые вращением, за счёт центробежных
сил). Бескаркасные плёночные паруса типа «ротор» есть
лопастного типа (подобно винтам вертолёта) и с
т.н. «компактным отражающим слоем». Управление
парусом в простейшем случае выглядит так. Сравнивая показания датчиков
визирования Солнца и Земли с программными значениями углового положения этих
космических ориентиров, бортовой вычислитель дает команду поворота бомпленрея на требуемый угол. В безопорном
пространстве такое действие совершается отталкиванием в противоположную
сторону бомсилрея (по сигналу реле включается
специальный механизм с приводом от электродвигателя). На бомпленрее
и бомсилрее закреплены оптические (инфракрасные)
мишени, угловое положение которых фиксируется датчиками, расположенными на пленрее и силрее. Получаемый
датчиками сигнал рассогласования служит управляющей командой для поворота пленрея ведущей (будем считать, что с нее начинается
процесс управления) лопасти относительно пленрея
ведомой и силрея ведущей лопасти относительно силрея ведомой. Таким образом
удается синхронно развернуть концевое и корневое сечения ведущей лопасти на
один и тот же угол, причем автоматически поддерживается плоскостность как
пленочного полотнища, так и силовой системы лопасти. Более того, в результате
обеспечивается разворот на тот же угол, но с отрицательным знаком, корневого
сечения ведомой лопасти. Ну а ее концевое сечение
примет заданную ориентацию, используя уже описанную систему оптических
мишеней, следящих датчиков и приводов. Более сложные алгоритмы управления СП включают
операции обратной связи и обмен информацией между приборными модулями. Синхронный
поворот лопастей «Витязя» возможен при
любой их длине, от
минимальной до максимальной. А в случае нарушения заданного уровня симметрии
лопастей задействуется дополнительная система ориентации реактивного типа. Логичен вопрос—почему пастей всего две, а не 3 или
12? Создатели «Витязя» рассуждали
следующим образом. Не испытанная доселе никем
солнечнопарусная навигация, да еще в
космических гонках, может потребовать
более сложных законов управления, чем рассмотренный
выше «релейный». Не исключена вероятность того, что придется разворачивать,
не быстро конечно,— с угловой скоростью
несколько градусов в час —плоскость вращения
паруса. Такой маневр выполним, например, с помощью реактивной системы
ориентации. Пара управляющих усилий в периферийных (на максимальном плече)
точках СП обеспечит нужный поворот.
Так вот, только у двухлопастного
аппарата в этом случае будет одноосное, практически равномерное силовое нагружение конструкции. При увеличении числа лопастей, а
также для СП типа «компактное поле», перекосов не
избежать. Чтобы свести их к минимуму,
потребуются сложные и дорогие средства дозировки ориентирующих усилий.
Кроме того, только двухлопастная система способна поворачивать
парусник в пространстве счет изменения
длины лопастей без расхода реактивного
рабочего тела. «Эволюция» аппарата: АВ – вывод
парусника на стационарную
орбиту ВС – сброс
элементов силового корсета;
ориентация на Солнце продольной осью
парусника СD – закрутка парусника вокруг оси.
Развёртывание паруса. СО –
космический парусник в развёрнутом состоянии, вместе с последней ступенью
носителя. Схема траектории полёта космического
парусника «Витязь» от
Земли к Марсу. Для
космического парусника разработчикам пришлось создавать свою
космическую терминологию,
аналогичную морской: пленрей
– ближайшая к центру масс космического парусника поворотная катушка с рулоном
плёночного полотнища бомпленрей – удаляющийся при вытягивании лопасти поворотный плёночный рей силрей
– «нижний» (относительно центра масс) силовой рей бомсилрей
– «верхний» силовой рей |
Основные проектные характеристики космического парусника «Витязь»: Полётная масса
– 470,1 кг Общая
эффективная площадь – 120 000 м2 Максимально
реализуемое ускорение вблизи Земли –
0,00233 м/с2 Максимальная
тяга полностью развёрнутого
паруса вблизи Земли – 1,014 Н Расчётная
продолжительность полёта в плоскости
эклиптики с начальной круговой
геостационарной орбиты при наивыгоднейшем и простейшем законах
управления парусником: Земля – орбита
Луна -
17 (36) суток орбита Земли
- орбита Марса - 110 сут. Расчётная
продолжительность перелёта «Витязя» со
стартовой орбиты, предложенная в рамках «Колумбус-500»: Земля-Луна -
45(59) суток Земля-Мара -
345 суток
Классификационные данные «Витязя»: Тип
формообразования паруса – плёночный,
бескаркасный, стабилизируемый действием центробежных
сил (вращающийся), лопастной Показатель
парусности – 255,2 (фрегат) Коэффициент
отражения светового потока – 0,918-0,922 (для свежего покрытия) Общая стоимость (разработка, испытания, изготовление, управление
– без стоимости
носителя) – 6,1 млн.долларов Конструктивные особенности: двухлопастный
аппарат; на оконечностях каждой лопасти
расположены равные по массе приборные модули. Габариты аппарата: а) в сложенном
состоянии: длина – 7,85 м диаметр – 1,1 м б) в развёрнутом
состоянии 16902,1x7,85 м; по
плёночному полотнищу – 2x(7,1x8450) м Полотнище паруса: полиамидная плёнка толщиной
2,05 мкм с двусторонним алюминиевым покрытием толщиной 0,1 мкм. Общая толщина
паруса – 2,25 мкм. Удельная поверхностная
масса полотнища паруса – не
более 3 г/м2 |